Марина Крашенинникова – про основные вопросы подготовки к интеграции с АИС «Налог-3»

В рамках реализации положений Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ разработаны сервисы и сценарии интеграционного взаимодействия информационных систем организаций – участников налогового мониторинга с АИС «Налог-3». Организациям необходимо подготовить к интеграции свои информационные системы.

Подробно о том, как проходит процесс подготовки, с какими вопросами и сложностями сталкиваются организации, что будет с витринами данных, какие этапы подготовки нужно пройти каждой компании, рассказала начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова.

- Марина Александровна, с чем участники налогового мониторинга выходят на интеграцию с АИС «Налог-3»? Какие сейчас используются способы информационного взаимодействия с налоговым органом?

- В настоящее время большинство участников налогового мониторинга (94%) предоставляют удаленный доступ налоговому органу к своим учетным системам или к витринам данных. Большая часть – 230 компаний (68%) – используют аналитическую витрину данных. Прямой доступ к информационной системе открыли 88 участников (26%). Передают документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота только 20 компаний (6%). Этот способ взаимодействия постепенно отмирает. Мы не можем передавать через ТКС большие объемы информации и ссылки на первичные документы. После 2024 года он будет полностью запрещен для использования, поэтому стоит определиться с новым способом взаимодействия уже сейчас. А интерес к двум другим методам, напротив, возрастает. За прошлый год число участников налогового мониторинга, выбравших прямой доступ к информационным системам, выросло на 83%, витрину данных – на 61%.

- По какому принципу компании выбирают прямой доступ или витрину данных?

- Витрине данных, в основном, отдают предпочтение Группы компаний, у которых несколько представителей вошли в налоговый мониторинг, потому что у них чаще всего разрозненные информационные системы, которые сложно синхронизируются. Им проще собирать данные в витрине по конкретному стандарту. Также витрину выбирают компании, у которых систему используют большое число пользователей, поскольку в этом случае работать напрямую в информационной системе в интерактивном режиме практически невозможно из-за большой нагрузки. Проще будет положить данные в витрину, структурировать их и ограничить количество пользователей. Это существенно сэкономит время и повысит качество работы. Также непросто работать с информационными системами, которые не адаптированы под российский бухгалтерский учет. В них сложная учетная аналитика и своя специфика формирования отчетности. Гораздо проще в этом случае перенести данные в витрину, где уже сформирован набор стандартных отчетов в привычном контексте для налогового инспектора.

Если таких препятствий у компании нет, то они предпочитают дать прямой доступ налоговому органу к информационной системе.

- Почему возникла необходимость перейти на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом?

- Во-первых, этого требует Концепция развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга, согласно которой необходима интеграция функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков. Это делается с целью повышения эффективности работы, снижения административного бремени и применения риск-ориентированного подхода с учетом отраслевой специфики. Такое усовершенствование системы позволит гарантировать высокую скорость и точность проверок, повысит точность прогнозирования налоговых поступлений.

Во-вторых, это абсолютное веяние времени. Мы идем синхронно с целями и задачами, поставленными государством на ближайшие годы. Изменения будут неизбежны для всех с точки зрения установленного приоритета развития информационных технологий органов государственной власти.

Так, согласно распоряжению Правительства РФ №2998-р от 22.10.2021 о стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления и опубликованного Стандарта «Государство для бизнеса», до 2030 года необходимо завершить трансформацию процесса государственного контроля в сторону дистанционного режима во всех ключевых отраслях экономики, акцент будет делаться на развитие цифровых технологий и платформенных решений. Поэтому изменения так или иначе коснутся всех и стоит начать подготовку уже сейчас.

- От участников налогового мониторинга потребуют серьезных изменений в информационных системах?

- Согласно приказу ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации» и проекта приказа об утверждении требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам, участникам налогового мониторинга необходимо подготовить свои информационные системы к интеграции с АИС «Налог-3». Но требования к информационным системам – это верхнеуровневый документ, который закрепляет уже имеющиеся у большинства функциональные возможности информационных систем. Потребуется только внедрение ряда технических решений для корректной интеграции с АИС «Налог-3».

Кроме того, переходный период по этим приказам для организации будет проходить постепенно, в комфортном режиме. У компаний есть для этого достаточно времени, и мы готовы оказывать поддержку каждому.

- А что будет с витринами данных?

- Витрины данных не исчезнут! Этот способ информационного взаимодействия будет активно использоваться и дальше. Только подключаться к системе компании теперь смогут через единую точку и доступ будет инфраструктурно стандартизирован. Но работать продолжим с витринами и дальше в том же ключе. Это является логичным путем развития.

- Какие требования предъявляются к витринам?

- Даже изначально к витрине данных не предъявлялись серьезные требования, необходимо было только настроить доступ к ним налоговому органу. Постепенно мы регламентировали некоторые формы в рекомендательном порядке, сделали журнал запросов документов и форму действий пользователей и налогового органа в системе. Но в целом сейчас эти требования также верхнеуровневые: чтобы декларация расшифровывалась регистрами, регистры - бухгалтерским учетом и была создана ссылка на электронные первичные документы.

Компании настроили в витринах удобный для себя интерфейс, структуру, аналитику. Это всё также сохранится. Практически все основные данные останутся на стороне плательщика - раскрытие всех регистров, информация о компании, отчетная документация. Только те документы, которые идут по встречным налоговым проверкам, декларации, ежеквартальная отчетность будут интегрированы в АИС «Налог-3».

- Как будет проходить переход на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом?

- Полный переход будет состоять из трех этапов. На первом этапе компаниям необходимо протестировать подключение витрины или информационной системы к АИС «Налог-3», а также девять базовых сервисов, включающих проверку доступности информационной системы, получение реестра документов, запрос дополнительных документов и их получение для просмотра, информирование о размещении запрошенного документа или невозможности такого размещения.

Второй этап предусматривает непосредственно интеграцию информационной системы организации с АИС «Налог-3». Информационные системы организации должны соответствовать заявленным Требованиям. Лишних положений, сложностей этот процесс от организации также не потребует.

Третий этап предусматривает стандартизацию налогового контроля на основе регистров налогового учета для упрощения процедуры проверок. Этот процесс также будет проходить постепенно. Проект еще в разработке, он пока не положен на уровень нормативно-правового документа. В этом году мы начали работу по блокам методологии. Постепенно будем его развивать.

- Что нужно сделать участникам налогового мониторинга, чтобы начать процесс подготовки к интеграции?

- Участникам налогового мониторинга необходимо пройти интеграционное тестирование своих информационных систем. Для подготовки к интеграции в комфортном режиме лучше вступить в рабочую группу по реализации пилотного проекта ФНС России «Интеграция АИС «Налог-3» с информационными системами организаций - участников налогового мониторинга», независимо от способа взаимодействия – прямой доступ к информационной системе или витрина данных. Поскольку на текущем уровне еще никто полностью не прошел процесс интеграции с АИС «Налог-3», подготовить систему самостоятельно будет крайне сложно. Для этого мы в рамках рабочей группы консультируем участников, помогаем разобраться в возникающих вопросах, законодательных тонкостях, технических решениях, проводим тестирование каждого процесса. Когда вендоры на рынке наработают опыт интеграции с несколькими компаниями и подготовят для клиентов готовые решения, можно будет говорить о самостоятельной подготовке. Пока идет процесс отладки, и все действующие участники налогового мониторинга должны его пройти. Для Групп компаний – участников налогового мониторинга достаточно будет пройти тестирование одному из представителей, а затем настроить системы остальным.

Откладывать процесс не стоит, потому что могут возникнуть проблемы с покупкой оборудования в связи со сложившейся ситуацией на мировом рынке. Пока можно начать тестирование на виртуальных машинах. Но покупку оборудования нужно продумать заранее в связи с выросшим спросом.

Чтобы вступить в рабочую группу, организация должна соответствовать ряду критериев. Если компания выполнила все требованиям, она направляет заявление на вступление в рабочую группу с необходимым пакетом документов в налоговый орган. По итогам рассмотрения заявки налоговый орган сообщит организации о принятом решении по включению её в рабочую группу. В случае положительного решения начинается работа по подготовке к интеграции с АИС «Налог-3».

Чтобы участники налогового мониторинга имели возможность получать актуальную информацию о процессе интеграции, разъяснения специалистов и ответы на возникающие вопросы, мы в этом году ежемесячно проводим вебинары для налогоплательщиков. Основной темой этих онлайн-встреч станут методы получения доступа налоговых органов к информационным системам организации и требования, предъявляемые к этим системам. Приглашаем всех, у кого еще остались вопросы по интеграции с АИС «Налог-3», принять участие в наших вебинарах.


На образовательном портале «Налоговый мониторинг» запланирована серия материалов по актуальный вопросам подготовки к интеграции с АИС «Налог-3». Своим опытом поделятся основные вендоры и компании, начавшие подготовку к интеграции. Следите за обновлениями на образовательном портале «Налоговый мониторинг» и официальных страницах в соцсетях Telegram и VKontakte.

Хотите быть в курсе всех событий и получать уведомления о предстоящих мероприятиях?
Тогда подпишитесь на нашу рассылку