Пошаговая инструкция: как перейти на налоговый мониторинг?

Прежде чем принять решение о подключении к налоговому мониторингу, организации необходимо оценить готовность к переходу и проверить соблюдение необходимых критериев. Для этого предлагаем использовать пошаговую инструкцию:
1. ОЦЕНИТЬ СУММОВЫЕ КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
В первую очередь, стоит проверить, соответствуют ли показатели деятельности компании суммовым критериям для перехода на налоговый мониторинг. Расчеты показателей делаются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга. С 1 июля 2021 года (Изменения в части налогового мониторинга внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ) организация вправе перейти на мониторинг, если:
- общая сумма налогов, подлежащих уплате организацией за прошедший год, превышает 100 млн рублей. В расчет берется исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. Не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
- сумма полученных доходов организацией за прошедший календарный год должна составлять не менее 1 млрд рублей;
- совокупная стоимость активов по итогам прошедшего года должна быть не менее 1 млрд рублей.
2. ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Перед проведением налогового мониторинга необходимо выбрать способ информационного взаимодействия с налоговым органом. Обмен данными с налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга может осуществляться тремя способами:
- за счет открытия доступа к информационным системам организации (1С, SAP или иной информационной системе);
- предоставления информации с помощью «витрины данных», которая будет содержать документы бухгалтерского и налогового учета, информацию по организации системы внутреннего контроля.
- с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Но следует иметь ввиду, что данный способ взаимодействия будет отменен с 1 января 2024 года.
Решение о выборе одного из способов взаимодействия с налоговым органом компания принимает с учетом своих финансовых и технических возможностей. Ситуацию упростит, если в организации введена автоматизированная система налогового учета и имеется электронный архив первичных документов.
3. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Перед вступлением в налоговый мониторинг важно адекватно оценить работу системы внутреннего контроля. Она должна удовлетворять требованиям Приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518. Оценить СВК можно по пяти основным критериям:
- организована контрольная среда. В организации сформированы соблюдаемые всеми сотрудниками профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Четко обозначен функционал и квалификация специалистов, отвечающих за функционирование системы внутреннего контроля;
- разработана четкая система управления рисками, направленная на предотвращение или минимизацию влияния различных негативных факторов;
- проводятся контрольные процедуры, направленные на предотвращение или минимизацию ошибок налогового учета;
- соблюдены требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК;
- регулярно проводится мониторинг средств контроля с целью их усовершенствования.
4. РАЗРАБОТАТЬ «ДОРОЖНУЮ КАРТУ» ПО ПЕРЕХОДУ НА НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
Если организация по всем критериям подходит под требования для проведения налогового мониторинга, можно приступить к следующему этапу подготовки. Компания совместно с ФНС России разрабатывает план-график и «Дорожную карту» по подготовке и переходу на налоговый мониторинг (Образцы документов регламентированы Письмом ФНС России от 01.06.2021 № СД-4-23/7614@ «О представлении в ФНС России документов, используемых при переходе на налоговый мониторинг»). «Дорожная карта» представляется организацией в налоговый орган по месту постановки её на учет. Если организация отнесена (в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса) к категории крупнейших налогоплательщиков, то «Дорожная карта» представляется в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Компании с государственным участием, на которые распространяются положения Директивы Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 13.12.2019 № 11528п-П13, планирующие перейти на налоговый мониторинг, обязаны представить в налоговый орган «Дорожные карты», которые подлежат обязательному согласованию с Центральным аппаратом ФНС России. Специальный перечень Акционерных обществ с государственным участием, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р.
5. ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
Когда «Дорожная карта» готова, можно переходить к этапу подачи документов для вступления в налоговый мониторинг. В установленный срок (до 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду проведения мониторинга) необходимо предоставить в налоговый орган регламентированный список документов:
- заявление о проведении налогового мониторинга (Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/476@);
- регламент информационного взаимодействия;
- Сведения о взаимозависимых лицах. При этом указываются организации или физические лица, доля участия которых составляет более 25%;
- учетная политика для целей налогообложения организации;
- документы о системе внутреннего контроля - контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля (Приказ ФНС России от 25 мая 2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»).
6. ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и представленных организацией документов, налоговый орган до 1 ноября текущего года принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга.
Отказать в проведении налогового мониторинга могут в случае:
- непредставления организацией документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса;
- несоблюдения организацией условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса;
- несоответствия установленной форме и требованиям регламента информационного взаимодействия;
- несоответствие установленным требованиям применяемой организацией системы внутреннего контроля.
7. ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Налоговый мониторинг проводится за календарный год, следующий за годом подачи заявления на проведение мониторинга. Этот срок начинается с первого января запланированного для мониторинга года и оканчивается первым октября следующего года. Проверка проводится налоговым органом на основании анализа деклараций, учетных и иных документов, которые организация предоставляет с помощью способа, отраженного в регламенте информационного взаимодействия. Налоговые инспекторы своевременно выявляют возможные противоречия или несоответствия в имеющихся документах. В случае обнаружения ошибок ФНС направляет в адрес организации требование об их исправлении или предоставлении пояснений. Компания также имеет право запросить у Службы мотивированное мнение в случае возникновения вопросов по соблюдению налогового законодательства (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/477@).
Еще один приятный бонус – с этого года для участников налогового мониторинга вводится особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без банковских гарантий и поручительств (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/478@).
Тогда подпишитесь на нашу рассылку