Пошаговая инструкция: как перейти на налоговый мониторинг?
С каждым годом всё большее число представителей крупного и среднего бизнеса выбирают налоговый мониторинг в качестве формы налогового контроля. Для компании это удобно, рационально и экономически выгодно. Прежде чем принять решение о переходе на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом, необходимо оценить готовность к переходу и проверить соблюдение ряда критериев.
Для этого предлагаем использовать пошаговую инструкцию:
1. ОЦЕНИТЬ СУММОВЫЕ КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
В первую очередь, стоит проверить, соответствуют ли показатели деятельности компании суммовым критериям для перехода на налоговый мониторинг. Расчеты показателей делаются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга.
Организация вправе перейти на мониторинг, если:
- общая сумма налогов, подлежащих уплате за прошедший год, составляет не менее 80 млн рублей. В расчет берутся исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. Не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
- сумма полученных доходов организацией за прошедший календарный год составляет не менее 800 млн рублей
- совокупная стоимость активов по итогам прошедшего года - не менее 800 млн рублей
На ряд компаний ограничения по суммовым критериям не распространяются. К ним относятся:
- участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для участников СЗПК переход на налоговый мониторинг является обязательным (Федеральный закон от 28.06.2022 № 226-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"). Норма действует для организаций, заключивших соглашение после 28 июня 2022 года.
- участники промышленных кластеров, которые заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК)
- резиденты территорий опережающего экономического развития (ТОЭР), особых экономических зон (ОЭЗ), а также свободного порта Владивосток или Арктической зоны
- государственные и муниципальные учреждения
- бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков
- операторы лотерей
- организации, входящие в группы компаний. При условии, что одна из них прямо или косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет не менее 50%, при этом в совокупности они уплачивают налоги на сумму не менее 1 млрд рублей в год, а их доход и активы составляют не менее 10 млрд рублей в год
2. ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Перед вступлением в налоговый мониторинг компании необходимо оценить уровень готовности своей информационной системы к переходу и интеграции с АИС «Налог-3». Готовность к переходу определяется выбором способа информационного взаимодействия, наличием автоматизированной системы налогового учета и электронного архива первичных учетных документов (носит рекомендательный характер).
На сегодняшний день обмен данными с налоговым органом в рамках проведения налогового мониторинга может осуществляться тремя способами:
- открытие доступа к информационным системам организации
- предоставление информации с помощью витрины данных, которая будет содержать документы бухгалтерского и налогового учета, информацию по организации системы внутреннего контроля
- передача документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Данный способ взаимодействия будет отменен с 1 января 2026 года.
Решение о выборе одного из способов взаимодействия с налоговым органом компания принимает с учетом своих финансовых и технических возможностей.
Готовность компании к интеграции с АИС «Налог-3» определяется наличием СКЗИ и реализацией электронных сервисов №1 (проверка доступности системы налогоплательщика) и №10 (обновление токена аутентификации). Протестировать сервисы будущие участники налогового мониторинга могут в рамках рабочих групп.
3. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Перед вступлением в налоговый мониторинг важно адекватно оценить работу системы внутреннего контроля. Она должна удовлетворять требованиям Приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518.
Оценить СВК можно по пяти основным критериям:
- организована контрольная среда. В организации сформированы соблюдаемые всеми сотрудниками профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Четко обозначен функционал и квалификация специалистов, отвечающих за функционирование системы внутреннего контроля
- разработана четкая система управления рисками, направленная на предотвращение или минимизацию влияния различных негативных факторов
- проводятся контрольные процедуры, направленные на предотвращение или минимизацию ошибок налогового учета
- соблюдены требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК
- регулярно проводится мониторинг средств контроля с целью их усовершенствования
4. РАЗРАБОТАТЬ ДОРОЖНУЮ КАРТУ И ПЛАН-ГРАФИК ПО ПЕРЕХОДУ НА НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
Если организация по всем критериям подходит под требования для проведения налогового мониторинга, можно приступить к следующему этапу подготовки. До 1 июля компании совместно с ФНС России необходимо разработать План-график и Дорожную карту по подготовке и переходу на налоговый мониторинг с учетом специфики отрасли и уровня готовности компании к переходу. Документы представляются в налоговый орган, где компания стоит на учете. Если организация отнесена (в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса) к категории крупнейших налогоплательщиков, то представляется в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
План-график необходим только для Группы компаний, которая направляет в мониторинг более двух дочерних организаций. Дорожная карта рекомендуется для представления всем компаниям. Дорожная карта должна содержать порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия, информацию об организации системы внутреннего контроля, рисках и контрольных процедурах, сроки демонстрации и проведения тестирования информационного взаимодействия с налоговым органом, сроки подготовки и представления документов. Это позволяет организации заранее проработать регламент информационного взаимодействия, оценить уровень раскрытия информации, узнать позицию налогового органа по каждому пункту и обсудить контрольные процедуры.
Для компаний с государственным участием, на которые распространяются положения Директивы Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 13.12.2019 № 11528п-П13, представление Дорожной карты является обязательным. Дорожные карты согласовываются с Центральным аппаратом ФНС России. Она подлежит согласованию в срок не позднее пяти рабочих дней с момента поступления её в налоговый орган.
С 1 мая 2024 года согласно письму ФНС России от 13.03.2024 № СД-4-23/2854@ введены новые формы и форматы этих документов, в которых расширен признак участия компании. теперь есть возможность указать, что пакет акций организации принадлежит государству напрямую или косвенно; организация является участником СЗПК, промышленного кластера, государственным или муниципальным учреждением, резидентом ТОР, свободного порта Владивосток или Арктической зоны, особой экономической зоны. Если у организации несколько признаков участия, указываются все.
5. ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
До 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду проведения мониторинга, компании необходимо предоставить в налоговый орган регламентированный список документов:
- - заявление о проведении налогового мониторинга (Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/476@)
- регламент информационного взаимодействия
- сведения о взаимозависимых лицах. При этом указываются организации или физические лица, доля участия которых составляет более 25%
- учетная политика для целей налогообложения организации
- документы о системе внутреннего контроля - контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля (Приказ ФНС России от 25 мая 2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»).
6. ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и представленных организацией документов, налоговый орган до 1 ноября текущего года принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга. При положительном решении, если компания стоит на учете в территориальном налоговом органе, она будет переведена в соответствии со спецификой деятельности в межрегиональную или межрайонную инспекцию.
Отказать в проведении налогового мониторинга могут в случае:
- непредставления организацией документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса
- несоблюдения организацией условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса
- несоответствия установленной форме и требованиям регламента информационного взаимодействия
- несоответствие установленным требованиям применяемой организацией системы внутреннего контроля
7. НАСТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
После принятия решения о проведении налогового мониторинга необходимо подключиться к информационной системе налогового органа (Приказ ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@). Для этого нужно подать в налоговый орган две заявки. Первая - «Заявка для настройки сети связи передачи данных, защищенной с использованием криптографических средств» - подается в течение месяца со дня получения решения о проведении мониторинга.
Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявки уведомляет организацию о результатах ее рассмотрения или невозможности подключения к информационной системе. При положительном решении организация получает криптографические ключи к аппаратным СКЗИ и IP-адреса для подключения к сети передачи данных налогового органа в любом удобном по расположению УФНС по субъектам РФ.
Вторая заявка - «Заявка для подключения к информационной системе организации» - направляется в течение 10 рабочих дней после получения результатов по первой заявке. Решение по ней также принимается в течение 10 рабочих дней. В случае отказа организации необходимо в срок до 20 рабочих дней внести соответствующие изменения в заявку и направить ее повторно. Отказать могут из-за применения организацией СКЗИ, не включенных в разрешенный перечень, или некорректного указания параметров подключения.
8. ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
С 1 января следующего года, после подачи заявления, стартует первый период проведения налогового мониторинга. Он продлится 1 год 9 месяцев - с первого января запланированного для мониторинга года и оканчивается первым октября следующего года.
В ходе налогового мониторинга проверка проводится налоговым органом на основании анализа деклараций, учетных и иных документов, которые организация предоставляет с помощью способа, отраженного в регламенте информационного взаимодействия. Налоговые инспекторы своевременно выявляют возможные противоречия или несоответствия в имеющихся документах. В случае обнаружения ошибок ФНС России направляет в адрес организации требование об их исправлении или предоставлении пояснений. Компания также имеет право запросить у Службы мотивированное мнение в случае возникновения вопросов по соблюдению налогового законодательства (приказ ФНС России от 22.01.2024 №ЕД-7-23/53@).
По новым правилам организация, направившая запрос о предоставлении мотивированного мнения, имеет право его отозвать, отправив соответствующее заявление. Вместе с уведомлением о согласии с мотивированным мнением теперь необходимо предоставить также «Уведомление о начале совершения (об отказе от совершения) планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций)». Этот дополнительный шаг призван обеспечить более полное информирование налоговых органов о намерениях организаций.
Также для участников налогового мониторинга применяется особый порядок возмещения НДС и акцизов. Налог из бюджета возмещается в заявительном порядке, но без банковских гарантий и поручительств (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/478@). Заявление о применении заявительного порядка можно направить в налоговый орган в течение всего срока проведения налогового мониторинга.
Вступление в налоговый мониторинг для компании предполагает ряд преимуществ - отказ от налоговых проверок, сокращение затрат, открытый диалог с налоговым органом, предсказуемость и прогнозируемость налоговой нагрузки, увеличение скорости закрытия налогового периода и существенное сокращение объема истребуемых документов, а также репутационные преимущества и постоянное технологическое развитие.
Актуальные новости по теме - в официальном телеграм-канале
Тогда подпишитесь на нашу рассылку