Ответы на вопросы по основным сценариям информационного взаимодействия (4-9 сервисы)

Эксперты подготовили основные ответы на вопросы, возникающие у налогоплательщиков в ходе тестирования сценариев информационного взаимодействия в рамках проекта ФНС России по интеграции с АИС «Налог-3».

Подготовка к интеграции включает в себя тестирование девяти базовых сценариев информационного взаимодействия. Всего на сегодняшний день таких сценариев 12.

Рассмотрим ответы на основные вопросы с 4 по 9 сервисы:

Сервис 4 - Представление реестра документов, размещённых в электронном архиве информационной системы налогоплательщика

При тестировании данного сервиса возникают вопросы по определению и правилам заполнения параметров тестирования. Рассмотрим основные из них:

Параметр TicketId - это идентификатор запроса, который содержится в запросе реестра документов. Он должен указываться налогоплательщиком в ответе на запрос, чтобы сохранялась связь запрос-ответ (на какой запрос направлен ответ).

Элемент Body – это тело запроса, оно является составным и содержит параметры самого запроса, к которым относятся либо параметр RegNumber (регистрационный номер декларации, по которой осуществляется запрос соответствующих первичных документов), либо параметры Inn и Kpp (ИНН и КПП контрагента, по которым запрашиваются документы, отражающие взаимоотношения налогоплательщика с данным контрагентом). Также запрос может быть ограничен параметрами DocumentCatCode (Код категории документа по справочнику KDOC) и DocumentCode (Код вида документа по справочнику SPVDOC), которые являются необязательными и могут отсутствовать в запросе. Данные справочники унифицируют виды и категории документов. То есть в запросе может быть требование представить конкретную категорию документов (договор, накладная, декларация и т.п.) по её коду и вид документа (акт выполненных работ по инжиниринговым услугам, договор купли-продажи, агентский договор и т.д.). При наличии у налогоплательщика первичных документов, соответствующих требованиям запроса, их необходимо включить в реестр. В данном случае в реестр должны попадать документы, соответствующие запросу либо по конкретной декларации (всё, что касается исчисления данного налога, и за налоговый/отчетный период конкретной декларации), либо по взаимоотношениям с конкретным контрагентом. Таким образом, запрос может касаться любого другого налога либо же не иметь отношения к налогу. В рамках взаимоотношений с контрагентом участвуют любые документы, которые могут и не влиять на формирование каких-либо финансовых показателей.

RegNumber – это регистрационный номер декларации, который всегда присваивается при ее подаче в налоговый орган. Присвоение номера происходит в момент получения и регистрации налоговым органом входящих документов. В случае подачи декларации в электронном виде посредством ТКС регистрационный номер указывается в квитанции о приеме.

Inn и Kpp – это ИНН и КПП контрагента, по которым запрашиваются документы, отражающие взаимоотношения налогоплательщика с данным контрагентом. Например, если инспектор делает запрос по контрагенту, то налогоплательщику приходит параметр Inn и Kpp соответствующего контрагента. Если запрос делается по декларации, то приходит RegNumber - регистрационный номер декларации. Сервис осуществляется по запросу налогового органа.

Параметр KppNmOp является необязательным и указывается в случае запроса информации по декларации, поданной данным обособленным подразделением либо в случае, если взаимоотношения с конкретным контрагентом осуществлялись только данным обособленным подразделением. В ответе на запрос данный параметр не указывается. Отбор первичных документов должен исходить из контекста запроса.

DocumentSumNet и DocumentSumGross являются необязательными параметрами и указываются только в том случае, если к конкретному документу они применимы. Под показателем DocumentSumNet понимается сумма по документу без налога, под DocumentSumGross - сумма НДС по документу. Параметр указывается только у тех документов, где эта сумма возможна.

DocumentDate, DocumentNumber и DocumentName – это дата, номер и наименование конкретного первичного документа, на основании которого фиксируется хозяйственная операция.

Чтобы ограничить запрос на реестр документов, введены такие параметры, как DocumentCatCode (Код категории документа по справочнику KDOC) и DocumentCode (Код вида документа по справочнику SPVDOC). Эти параметры также является необязательными, но могут быть запрошены инспектором при необходимости.

Данные параметры унифицируют виды и категории документов. Если инспектору необходима конкретная категория документов – договор, декларация, счёт-фактура или акт – то он указывает в запросе эти дополнительные параметры. Если у налогоплательщика есть первичные документы, которые требуются в запросе, они должны быть включены в реестр, это обязательный параметр.

Сервис 5 - Направление запроса на просмотр документа, размещенного в электронном архиве налогоплательщика

Каждому скан-образу первичного учетного документа должен соответствовать свой уникальный идентификатор. Он обязательно передаётся в реестр документов, чтобы без участия пользователя со стороны информационной системы налогоплательщика могли вызываться документы на просмотр инспектору. В реестре документов должен быть отражен список всех первичных документов, по которым есть скан-образ.

Для сервисов 4 и 5 не используется связка «операция – документ». Это просто список тех документов в рамках истребования, которые инспектор может выбрать для просмотра. Связи с операциями здесь нет. В ответе не используется XML документ, а применяется стандартный способ передачи двоичных данных с помощью протокола HTTP.

Сервис 6 - Направление запроса на доразмещение документа в электронный архив информационной системы налогоплательщика

Под доразмещением документов подразумевается сохранение скан-образа документа в электронный архив, который ранее не был там размещен. В реестре документов должен быть отражён список всех первичных документов, по которым есть скан-образ. Если скан-образа нет, а документ нужен инспектору, то он запрашивает его через данный сервис. После того, как налогоплательщик доразместил документ в электронный архив, тот появляется в реестре документов, чтобы инспектор мог через сервис направить запрос на его просмотр. В реестре отображаются документы, которые налогоплательщик указал к раскрытию в регламенте информационного взаимодействия, и прочие документы. Доразмещение документа не влечет за собой обновление связей «документ-операция-декларация».

Если при запросе через сервис 4 «Представление реестра документов, размещённых в электронном архиве информационной системы налогоплательщика» не найден нужный документ, то нет необходимости вносить исправления в декларацию или сдавать уточненную декларацию. Это ситуация означает, что в реестре не было документа, необходимого для проведения контрольного мероприятия. При необходимости инспектор направит запрос через сервис 6 «Направление запроса на доразмещение документа в электронный архив информационной системы налогоплательщика».

Каждому документу в электронном архиве будет присвоен соответствующий код по справочнику СПВДОК, для информирования, какие виды (категории) документов используются в системе учета налогоплательщика. Техническая сторона вопроса остается на усмотрение налогоплательщика. В случае успешного выполнения запроса инспектором необходимого ему документа, в ответе направляется ссылка на доразмещенный документ (Id - идентификатор документа). Инспектор сможет посмотреть скан-образ доразмещенного документа с помощью сервиса 5 «Направление запроса на просмотр документа, размещенного в электронном архиве налогоплательщика».

Параметр TaxInspectionCode передается в составе элемента Body, чтобы пользователю было понятно, от какого именно налогового органа исходит запрос, аналогично работает и параметр RequesterName (указывается ФИО налогового инспектора, опубликовавшего запрос).

Вид документа к доразмещению по справочнику СПВДОК: указывается один параметр DocumentCode в теле запроса, не имеет признака множественности. После размещения налогоплательщик направляет запрос с реестром размещенных документов (DocumentList), в который включены только доразмещенные документы по запрашиваемому коду СПВДОК. DocumentList не является множественным, как и DocumentCode. В рамках одного запроса на доразмещение инспектор может запросить доразместить только один документ.

Сервис 7 – Направление запроса на получение отчета о работе с запросной системой в системе налогоплательщика

В отчет попадают только те запросы, которые заведены инспектором напрямую через запросную систему информационной системы налогоплательщика.

Для попадания запроса в отчет необходимо одновременное выполнение двух условий:

1. фактическая дата исполнения запроса (параметр CompletedDate) попадает в запрашиваемый период, включая даты, указанные в запросе;

2. фактическая дата исполнения запроса (параметр CompletedDate) не заполнена и имеется признак исполнения запроса (параметр TaxserviceMark) – запрос не исполнен. При этом запрос считается не исполненным, когда плановая дата представления ответа попадает в запрашиваемый интервал, а фактическая дата исполнения ответа не заполнена. Таким образом, формирование отчета не зависит от ручного проставления данного параметра инспектором.

TaxserviceMark – это оценка ответа на запрос со стороны налогового органа. Он может быть либо удовлетворен, либо не удовлетворен, либо не исполнен. Это работает для запросов, у которых плановая дата ответа меньше системной даты и не заполнена фактическая дата исполнения.

TaxpayerMark – это оценка запроса со стороны налогоплательщика. Оценивается как удовлетворен, отклонен запрос или находится в стадии исполнения. (для запросов, у которых не заполнена фактическая дата исполнения запроса).

WorkDuration – это срок подготовки ответа на запрос в днях. Это зависит от того, какой нормой регламентирован срок. Налогоплательщик указывает этот срок в регламенте информационного взаимодействия. Но, например, если запрос регламентирован в рамках ст. 105.29 НК РФ, то срок подготовки ответа определен законом – он составляет 10 дней.

Сервис 8 (Получение протокола операций) и Сервис 9 (Получение сводного протокола операций)

В этих протоколах запрашиваются все операции за период. В сервисе получения протокола операций границы задаются параметрами:

ReportingYear (отчетный год), DateОperationStart (начальная дата и время создание операций) и DateОperationEnd (дата и время окончания испрашиваемого периода).

В сервисе получения сводного протокола операций границы периода задаются параметрами: ReportingYear (отчетный год) и TaxPeriod (налоговый отчетный период). Ответ на запрос должен содержать операции, которые входят в запрашиваемый период без привязки к какой-либо декларации.

Под операциями в контексте данных сервисов понимаются финансово-хозяйственные операции бизнеса, которые привели к какой-либо трансформации и подлежат фиксации в бухгалтерском учете как факт хозяйственной деятельности предприятия.

Сервис 8 - Получение протокола операций

Цель этого сервиса - предоставление реестра операций по дате их отражения в бухгалтерском учете. Если на одну операцию приходится несколько записей в учетной системе, то в протоколе получения операций такая детализация не требуется.

Параметр SUM. По каждой операции - в части суммы операции, отраженной в конкретных строках налоговой декларации (декларациях), согласно кодам справочника СПКНД.

По протоколу операции есть номер, дата и наименование операции. OperationNumber- это присвоенный уникальный номер операции в системе налогоплательщика. OperationDate – это фактическая дата отражения операции в бухгалтерском учете. В данном контексте может пониматься системная дата отражения операции в системе бухгалтерского учета. OperationName - наименование операции, которое отражает суть и содержание данной операции. Например, реализация товаров, приобретение ТМЦ и т.п. DocumentName – имя документа, наименование по справочнику СПВДОК.

ОperationSum – это полная сумма операции, а параметр Sum - это та часть суммы операции, которая учитывается в декларации (при расчете) того или иного налога. Если сумма операции в расчет какого-либо налога попала в полном размере, то значения ОperationSum и Sum в этом случае будут равны.

DocumentId - уникальный идентификатор, присвоенный документу в электронном архиве, он обязателен к формированию только при значении параметра HaveArchiveDoc=2, т.е. в случае присутствия первичных документов к операции в электронном виде (архиве).

DocumentNumber, DocumentDate - реквизиты документа, который является основанием для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

Сервис 9 - Получение сводного протокола операций

Метод getSummaryOperationsProtocol в данном сервисе предназначен для предоставления сводного протокола операций по периодам их отражения в бухгалтерском учете в системе налогоплательщика в целом по организации.

Параметр Result – представляет собой список из параметров, перечисленных в составе элемента OperationSummary:

- OperationTotal - Общее количество операций

- PartWithDoc - Доля операций с наличием первичных учетных документов (%)

- PartWithArchiveDoc - Доля операций с наличием первичных учетных документов в электронном архиве (%)

-ОperationSum - Сумма по операциям с наличием первичных учетных документов (млн руб.)

Это входные параметры, по которым осуществляется отбор этих операций. Отсутствует признак обязательности параметра элемента "М", который указывает на множественность (количество реализаций «строк» элемента > 1). Таким образом, данный сервис не предполагает список строк.

 

В дальнейшем будет рассмотрен оставшийся один из самых сложных сервисов – файловый обмен. Информация будет размещена на портале «Налоговый мониторинг» дополнительно.

Хотите быть в курсе всех событий и получать уведомления о предстоящих мероприятиях?
Тогда подпишитесь на нашу рассылку