Вторая деловая встреча была посвящена особенностям финансовой отрасли в налоговом мониторинге

В рамках второй деловой встречи цикла «Налоговый мониторинг: цифровое взаимодействие бизнеса и государства», который организовала компания VK Tech, участники обсудили порядок получения доступа к информационным системам организации, тестирование электронных сервисов и подготовку к интеграции с АИС «Налог-3».

В мероприятии 30 марта приняли участие организации финансово-кредитной сферы, состоящие на учете в Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №9 и подведомственным ей налоговым органам.

Эксперты ФНС России подробно разъяснили участникам действия нового приказа ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации». В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте. После его вступления в силу будет продлен срок подготовки информационных систем участников налогового мониторинга к интеграции с АИС «Налог-3», изменен порядок подключения к системе, установлены формы заявок на подключение и сроки их направления в налоговой орган.

IMG_2945.JPG

Подключение к промышленному контуру АИС «Налог-3» будет происходить в два этапа - настройка сети связи и непосредственно подключение к системе. Соответственно, организация должна будет направить в налоговый орган две заявки –«Заявку для настройки защищенной криптографическими средствами сети связи передачи данных» и «Заявку для подключения к информационной системе организации». Заявки направляются в налоговый орган по ТКС. Компания должна организовать защищенный канал связи с применением аппаратных СКЗИ, входящих в разрешенный перечень (ПАК VIPNet Coordinator HW, АПКШ Континент IPC, Дионис).

Первая заявка предоставляется не позднее одного месяца с момента технической готовности для действующих участников налогового или через месяц со дня получения решения о проведении налогового мониторинга. В ней указываются цели направления заявки (создание новой сети, подключение к уже созданной сети, перевыпуск ключей или отключение от сети), информация об используемых СКЗИ и о назначении администратора информационной безопасности. Налоговый орган в течение 5 дней направляет ответ по заявке. При положительном решении организация получит криптографические ключи к аппаратным СКЗИ и IP-адреса для подключения к сети передачи данных налогового органа.

Втора заявка направляется в течение 10 рабочих дней после получения криптографических ключей. В ней указывается информация о СКЗИ, IP-адрес и DNS имя. Налоговый орган в течение 10 дней рассматривает заявку и направляет уведомление о возможности или невозможности подключения к сети организации. При положительном решении высылается информация для подключения к рабочему месту участника налогового мониторинга - логин (ИНН компании) и сгенерированный пароль. 

IMG_2950.JPG

Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова подробно остановилась на проведении тестирования электронных сервисов.

«В этом году мы планируем проводить тестирование только базовых сценариев, необходимых для информационного взаимодействия. Расширение перечня не предусмотрено. После проведения первых этапов тестирования были внесены ряд изменений в сервисы электронного обмена для удобства пользователей – это сервисы по предоставлению реестра документов, размещенных в информационного системе компании, по направлению запроса на доразмещение документа и на получение отчета о работе с запросной системой, а также по получению сводного протокола операций», - пояснила Марина Крашенинникова.

Тестирование базовых сервисов доступно только через рабочую группу по интеграции с АИС «Налог-3». Для вступления в рабочую группу необходимо предоставить в налоговый орган «Заявку на участие в рабочей группе по реализации Пилотного проекта ФНС России». При положительном решении по заявке налогоплательщику направляется уведомление о включении в рабочую группу. После этого организация подает заявку на вступление в рабочую группу на портале, где будут размещены подробные инструкции по проведению тестирования и необходимые документы.

На сегодняшний день в состав рабочих групп вошли 75 участников, 24 из них уже успешно прошли тестирование. С 1 апреля открывается прием заявок в рабочую группу №6, которая начнет тестирование электронных сервисов с 1 июня 2023 года. 

IMG_2955.JPG

Руководитель направления методологии и presale VK Tech Екатерина Куликова рассказала о возможностях платформы VK Tax Compliance для финансового сектора. Данная отрасль отличается тем, что финансовые компании оперируют большим массивом данных, размещенных в различных системах. При составлении отчетности существенные налоговые показатели определяются по правилам Центробанка, расшифровывать данные бухгалтерского учета можно только частью показателей, для их контроля и проверки нужны данные и отчеты, предоставляемые регулятору.

Платформа VK Tax Compliance позволяет проводить независимую расшифровку налоговых показателей данными бухгалтерского и финансового учета, использовать различные способы передачи данных, раскрывать сводную и аналитическую отчетность, сдаваемую в Центробанк, подключать другие источники для сбора данных.

«VK Tax Compliance соответствует техническим и законодательным требованиям и готово обеспечить пользователям платформы успешное проведение тестирования базовых сценариев и настройку расширенного информационного взаимодействия с налоговым органом. Решение гибко адаптируется под требования и отраслевые особенности бизнеса», - уточнила Екатерина Куликова.

IMG_2971.JPG

Александр Шалухо, начальник управления методологии и контроля налогообложения Департамента учета и налогообложения АО "Россельхозбанк", рассказал об опыте компании по вступлению в налоговый мониторинг, внедрению витрины данных, подготовке к интеграции с АИС «Нлаог-3» и планах по автоматизации работы с первичными документами. Отдельно спикер остановился на существенном влиянии, которое налоговый мониторинг оказывает не только на изменение методологии налогового учета, но и на автоматизацию процессов организации.

«При подготовке к проведению налогового мониторинга и интеграции с АИС «Налог-3» компании необходимо построить модели данных по налогам, которые обеспечат взаимосвязь всех показателей, сделать детализацию налоговых регистров и дополнить их атрибутами, позволяющими установить взаимосвязи с первичными документами, провести оцифровку первичных учетных документов и настроить систему внутреннего контроля», - подчеркнул Александр Шалухо.


IMG_2982.JPG

Антонина Куликовская, ведущий аналитик компании "Синимекс", подробнее остановилась на аспектах, которые необходимо учитывать при проектировании витрины налогового мониторинга и расчете ее сайзинга.

«В витрину данных по налоговому мониторингу мы рекомендуем загружать  данные только тех первичных документов, которые должны быть раскрыты налоговому органу, так как они связаны с расшифровкой декларации. При этом в витрине должны быть ссылки между первичными документами и данными бухгалтерского учета или налоговыми регистрами, а также данные, позволяющие получить скан образ документа из информационных систем налогоплательщика. Также нужно обратить внимание, что с 2024 года СПВДОК становится обязательным для использования, поэтому организациям, состоящим или вступающим в налоговый мониторинг, стоит уже сейчас начинать привязку к нему своих документов в электронном хранилище», - рекомендовала Антонина Куликовская.

С презентациями спикеров можно ознакомиться в разделе «База знаний» образовательного портала «Налоговый мониторинг».

Хотите быть в курсе всех событий и получать уведомления о предстоящих мероприятиях?
Тогда подпишитесь на нашу рассылку