Темой третьей секции Форума стала подготовка к интеграции с АИС «Налог-3»
Особенности подготовки к интеграции с АИС «Налог-3» стали темой третьей секции ежегодного Форума по налоговому мониторингу, который прошел 6 декабря в Москве.
Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова остановилась на способах информационного взаимодействия с налоговым органом и порядке получения доступа к информационной системе организации.
«Напоминаем, что с 1 января 2024 года останутся только два способа информационного взаимодействия – прямой доступ к информационной системе налогоплательщика и витрина данных. Обмен информацией по раскрытию данных деклараций по ТКС отменяется. Эти два способа будут применяться при переходе на расширенное информационное взаимодействия. Сейчас в рамках подготовки к интеграции с АИС «Налог-3» проводится тестирование девяти базовых сервисов, но мы планируем расширение списка», - уточнила Марина Крашенинникова.
Начальник Управления систем налогового мониторинга АО «ГНИВЦ» Андрей Шарабайко разъяснил особенности интеграционного тестирования базовых сценариев в рамках рабочих групп и сравнил их с промышленной схемой. Для подготовки к любому тестированию необходимо пройти четыре основных шага - настроить сети связи и межсетевой экран, сконфигурировать доменные имена и IP-адреса, подключить систему налогоплательщика, а также настроить HTTPS (ГОСТ TLS).
Для настройки HTTPS (ГОСТ TLS) в рамках рабочей группы сертификаты, как серверные, так и клиентские, выпускаются в тестовом удостоверяющем центре ГНИВЦ. В промышленной схеме сертификаты будут выпускаться аккредитованным удостоверяющим центром. Серверный сертификат предназначен для настройки TLS (HTTPS) на стороне Web-сервера налогоплательщика. Клиентский обезличенный сертификат требуется, чтобы система налогоплательщика аутентифицировала себя при вызове Web-сервисов. Клиентский именной сертификат нужен для создания квалифицированной электронной подписи.
Для настройки сети связи в рамках рабочей группы компания направляет заявку, в которой указывается тип криптошлюза и контакты специалистов, которые будут настраивать подключение. В промышленной схеме компания направляет налоговому органу заявку №1, информация по ней доходит до организации, которая настраивает канал связи. По результатам заявки компания получает IP-адрес и криптографический шлюз. В промышленной схеме это необходимо сделать лично, а в рамках рабочей группы можно удаленно.
Межсетевой экран в рамках рабочей группы настраивает специалист на стороне налогоплательщика для разрешения исходящих запросов на серверы ГНИВЦ и входящих запросов на сервер интеграционного модуля организации с серверов ГНИВЦ. В промышленной схеме для этих целей оформляется заявка №2 на подключение к информационной системе организации, в которой указываются IP-адрес, выданный владельцу криптошлюза по итогам заявки №1, и DNS-имя, соответствующее IP-адресу.
«После завершения системных настроек можно проводить тестирование сервисов через «песочницу». В рамках рабочей группы компания самостоятельно осуществляет вызов Web-сервисов информационного взаимодействия. Само интеграционное тестирование сервисов в рамках рабочей группы проводится на заранее подготовленном ограниченном объеме данных в соответствии с программой и методикой испытаний. В промышленной схеме компаниям предоставляется расширенный функционал «песочницы», позволяющий самостоятельно протестировать все девять базовых сценариев», - разъяснил Андрей Шарабайко.
Об интеграционном тестировании сервисов на примере «Интер РАО» участникам Форума рассказал Олег Ушенин, бизнес-архитектор по направлению финансово-хозяйственной деятельности Департамента развития ИТ Центра информационных технологий «Интер РАО». В настоящее время семь компаний Группы являются участниками налогового мониторинга.
«Мы успешно прошли тестирование всех девяти базовых сценариев с помощью интеграционного модуля ГНИВЦ. Часть задач еще предстоит решить при переходе на целевое решение в продуктивном контуре. В частности, видится целесообразным выполнить доработку интеграционного модуля для его использования с модифицированными решениями на платформе 1С и «внешним» архивом электронных документов. Выполнение такой доработки со стороны вендора позволит использовать модуль «как есть», без внесения изменений со стороны компаний, применяющих его в своих решениях», - отметил Олег Ушенин.
Управляющий директор Сбербанка Антон Радаев рассказал о практике внедрения прямой интеграция систем в банке. В банке есть собственная аналитическая витрина данных, на основе которой компания прошла тестирование всех базовых сценариев взаимодействия.
«Общая концепция работы банка построена на принципе обработки больших данных. Для налогового учета мы работаем с данными из различных систем, регистры уходят на второй план. Путем управления потоками на своей стороне мы преобразуем эти данные в те налоговый регистры и декларации, которые нам необходимы, и эти же потоки дынных мы пускаем в витрину налогового мониторинга. Эта эталонная модель, к которой мы стремимся», - поделился Антон Радаев.
Особенности интеграционного тестирования с АИС «Налог-3»
Тогда подпишитесь на нашу рассылку