Особенности подготовки к переходу на налоговый мониторинг обсудили на конференции Контура
Поэтапный план перехода на налоговый мониторинг и особенности интеграции с АИС «Налог-3» в 2024 году стали темами конференции для крупного бизнеса от проекта Контур. Налоговый мониторинг, которая прошла 12 апреля в Москве.
Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова обсудила в открытом диалоге с представителями бизнес-сообщества критерии и специфику перехода на налоговый мониторинг компаний из различных отраслей.
Перед принятием решения о вступлении в налоговый мониторинг компании необходимо проверить себя на соответствие суммовым критериям на основании бухгалтерской отчетности за период, предыдущий периоду подачи заявления, если она не относится к категории налогоплательщиков, на которых не распространяются критерии. Далее стоит оценить уровень готовности информационной системы и выбрать способ информационного взаимодействия. Сейчас большинство участников предоставляют доступ налоговому органу к витрине данных (77,6%), часть компаний (21%) взаимодействуют напрямую, менее 1% — по ТКС. Стоит учитывать, что последний способ информационного взаимодействия будет отменен с 2026 года.
Также заранее нужно настроить электронный архив, оценить готовность информационной системы к переходу и интеграции с АИС «Налог-3» — есть ли СКЗИ и реализованы ли сервисы №1 и №10.
«Интеграция с АИС «Налог-3» не исключает витрины данных, но имеет ряд преимуществ: быстрая связь с налоговым органом, обмен неограниченным объемом информации, безопасное взаимодействие с применением СКЗИ, возможность просмотра документа без истребования, автоматическое обновление данных и автономная работа инспектора. 44 компании уже подключились к промышленному контуру и получили доступ к Рабочему месту участника налогового мониторинга, где аккумулированы актуальные данные о ходе проведения налогового мониторинга и есть возможность самостоятельно тестировать сервисы. Для комфортной подготовки к интеграции новых участников создана рабочая группа №13», — отметила Марина Крашенинникова.
Процесс перехода на налоговый мониторинг в 2024 году можно разделить на 4 крупных этапа:
1. До 1 июля необходимо представить в налоговый орган, где компания стоит на учете, дорожную карту и план-график по переходу.
«Дорожная карта разрабатывается совместно с налоговым органом с учетом специфики отрасли и уровня готовности компании к переходу. Это позволяет организации углубиться в подготовку и снять ненужные сомнения: заранее проработать регламент информационного взаимодействия, оценить уровень раскрытия информации, узнать позицию налогового органа по каждому пункту и обсудить контрольные процедуры. Дорожная карта согласовывается с центральным аппаратом ФНС России», — отметила начальник Управления налогового мониторинга.
План-график необходим только для группы компаний, которая направляет в мониторинг более двух дочерних организаций. Стоит иметь ввиду, что с 1 апреля внедрен новый порядок составления этих документов, в котором расширен признак участия компании.
2. До 1 сентября необходимо подать заявление на вступление в мониторинг вместе с пакетом документов: регламентом информационного взаимодействия, сведениями о взаимозависимых лицах, учетной политикой для целей налогообложения организации, документами о системе внутреннего контроля.
«Мы рекомендуем налогоплательщикам не откладывать направление документов до крайнего срока. Заблаговременная подача позволит уточнить вопросы, если они возникнут у налогового органа, и исправить недоработки», — прокомментировала Марина Крашенинникова.
3. До 1 ноября налоговый орган принимает решение о проведении или отказе в проведении налогового мониторинга. При положительном решении, если компания стоит на учете в территориальном налоговом органе, она будет переведена в соответствии со спецификой деятельности в межрегиональную или межрайонную инспекцию.
4. С 1 января следующего года, после подачи заявления, стартует первый период проведения налогового мониторинга. Он продлится 1 год 9 месяцев.
В рамках конференции ведущий эксперт по налоговому мониторингу Контура Инна Буланык подробно остановилась на действующей Концепции развития и совершенствования налогового мониторинга, а также перспективах расширения практики.
«Налоговый мониторинг признан лучшей международной практикой цифрового взаимодействия бизнеса и государства. Количество компаний, выбирающих данный способ взаимодействия с налоговым органом, ежегодно растет более чем на 20%. Этот показатель будет с каждым годом увеличиваться. Такая тенденция связана с тем, что постепенно снижаются суммовые критерии для перехода. С 2025 года они составят не менее 800 млн рублей — в части годового дохода и стоимости активов и не менее 80 млн рублей — для суммы уплаченных налогов. Это позволит большему количеству компаний перейти на мониторинг, в том числе среднему бизнесу. Также расширяется число организаций, которые могут переходить на мониторинг без соблюдения суммовых критериев», — отметила Инна Буланык.
Руководитель направления интеграционных решений Контура Сергей Пересечанский представил комплексное решение для налогового мониторинга.
«Налоговый мониторинг активно развивается из года в год, поэтому обычной витрины данных уже недостаточно, необходимо комплексное решение, которое закроет все потребности компании и удовлетворит требования ФНС России. Контур предлагает своим клиентам такое решение. Оно включает в себя возможность раскрытия декларации до первичных документов, интеграцию с АИС «Налог-3», обработку автоматизированных сценариев, запросную систему, модули интеграции с источниками данных (учетные системы, системы хранилища данных, сдачи отчетности, ЭДО и другие), систему СВК и технологию превентивного обнаружения ошибок. Решение регулярно обновляется в соответствии с требованиями законодательства. В системе удобный и понятный интерфейс, при этом она обладает расширенной функциональностью с возможностью дальнейшего развития», — резюмировал Сергей Пересечанский.
Руководитель проектного офиса в направлении отчетности Контура Павел Жданов рассказал о новых возможностях сервиса Контур. Налоговый мониторинг.
«За год мы реализовали и протестировали интеграционные сценарии АИС “Налог-3”, в том числе перспективные регистры для прибыли, добавили полноценный модуль для работы с СВК, интегрировали решение с сервисом Диадок для получения электронных первичных учетных документов. Усовершенствовали процесс обработки данных от клиента — вывели в пользовательский интерфейс расширенный протокол контроля, включающий различные преднастроенные и клиентские проверки, активно развивали наше интеграционное решение для 1С», — рассказал Павел Жданов.
Менеджер проектов внедрения Контура Сергей Зуев по пунктам рассмотрел базовые сценарии информационного взаимодействия и рассказал, как подготовиться к интеграции с АИС «Налог-3».
«Чтобы выполнить интеграцию с АИС "Налог-3”, клиенту необходимо обеспечить доступность первичных учетных документов и убедиться, что данные в них соответствуют требованиям АИС “Налог-3”, включая типизацию по справочнику ФНС SPVDOC. Также требуется приобрести СКЗИ для защиты канала связи. Во всех этих вопросах мы готовы предлагать готовые решения и оказывать экспертную поддержку», — отметил Сергей Зуев.
С презентациями спикеров можно ознакомиться в разделе «База знаний».
Тогда подпишитесь на нашу рассылку