На вебинаре подробно разобрали требования к информационным системам организаций
Завершилось общественное обсуждение проекта приказа об утверждении требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам.
Об этом на вебинаре «Налоговый мониторинг: подготовка и переход на новый вид взаимодействия с налоговыми органами» 24 марта сообщила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова.
Данный проект приказа напрямую коррелирует с приказом ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации». Также большинство требований к информационным системам уже были прописаны ранее в приказе ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/476@ и выполнены участниками налогового мониторинга, теперь они включены в новый проект приказа.
«В данный приказ будут включены только базовые требования, которые предъявляются к участникам налогового мониторинга еще с 2016 года. У большинства компаний информационные системы уже соответствуют многим заявленным требованиям. Мы постарались сделать процесс перехода на новые требования максимально комфортным и исключить ситуации, когда компании придется полностью переделывать или заменять свою информационную систему», - пояснила Марина Крашенинникова.
Информационные системы и витрины данных, уже созданные участниками налогового мониторинга, сохранятся при переходе на расширенный способ информационного взаимодействия с налоговым органом. (Подробнее об этом в интервью с начальником Управления налогового мониторинга ФНС России Мариной Крашенинниковой). Исчезнет только с 1 января 2024 года способ раскрытия информации в рамках налогового мониторинга по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это связано со сложностью передачи через ТКС больших объемов информации и ссылок на первичные документы. При этом как способ обмена информацией он сохранится в прежнем режиме.
Все требования, прописанные в новом проекте приказа, делятся на семь основных глав:
Глава 1. Основные положения.
Информационные системы должны содержать сведения об организации, ее филиалах и обособленных подразделениях, всю бухгалтерскую, налоговую и иную отчетность, ее регистры, а также расшифровки их показателей, документы, используемые при проведении налогового мониторинга и первичные документы.
Информационные системы организации должны обеспечивать поддержку технологии REST, поскольку все информационное взаимодействие при интеграции с АИС «Налог-3» основано именно на ней. Также обязательно использование сертифицированных средств криптографической защиты канала связи и реализация электронных сервисов, применяемых для взаимодействия через информационную систему организации. Необходимо грамотно организовать процесс получения, обработки и хранения документов, поскольку практически всё информационное взаимодействие будет происходить в виде обращения к информационной системе и работе с ее содержимым без копирования и переноса информации на сторону налогового органа. Еще одним важным фактором является расшифровка показателей налоговых деклараций данными налогового и бухгалтерского учета.
Также важно иметь в виду, что доступ к документам в информационной системе должен быть предоставлен налоговому органу в течение всего срока проведения налогового мониторинга и еще три года после его окончания. Этот момент необходимо учитывать организации в случае принятия решения о переходе на новые витрины или информационные системы.
Глава 2. Требования к функциональным возможностям информационных систем организаций
Информационные системы должны обеспечивать возможность автоматической расшифровки и детализации строк налоговой отчетности, автоматического сравнения показателей разных версий налоговой и бухгалтерской отчетности, выполнение различных автоматических контролей, связанных с формированием показателей налоговой отчетности.
Отдельно выделяются требования к экранным формам и интерфейсам. Важно настроить видимость, доступность и активность атрибутов. Создать диалоговые формы и таблицы с возможностью фильтрации данных. Отображать в интерфейсе для удобства в работе листы и разделы форм налоговой отчетности, регистры, надписи экранных форм и сообщения о совершенных действиях.
Глава 3. Требования к раскрытию показателей налоговой отчетности
Важно обеспечить внутриформенный и межформенный контроль правильности заполнения строк налоговой отчетности, соответствие показателей строк налоговой отчетности с данными налоговой и бухгалтерской отчетности.
Глава 4. Требования к ведению нормативной справочной информации
Важно настроить автоматический контроль актуальности, целостности, полноты и корректности нормативно-справочной информации в информационной системе. Дополнительно к основным требованиям в проекте приказа опубликовано Приложение по требованиям к структуре справочника кодов строк налоговой декларации.
«Мы в дальнейшем будем постоянно ссылаться на этот справочник, поэтому компаниям необходимо детально проанализировать возможность его интеграции в своей информационной системе», - уточнила Марина Крашенинникова. Также в Приложении размещены протокол результатов контроля корректности справочной информации и формат представления его в электронной форме, требования к структуре справочника документов, возможных к истребованию у налогоплательщика в соответствии со статьями 93.1 и 105.29 НК РФ, и отчет о работе запросной системы организации.
Глава 5. Требования к структуре хранения электронных образов документов и электронных документов
С 1 января 2024 года будет осуществлен окончательный переход на автоматическое истребование документов в отношении встречных налоговых проверок. Компаниям необходимо подготовить к этому информационные системы заранее. Должен быть организован процесс хранения документов в электронном виде. Планируется принять еще один важный проект приказа, который утвердит требования к форме и формату предоставления документов и пояснений в налоговый орган.
Глава 6. Требования к работе запросной системы организации
Необходимо заранее предусмотреть наличие удобных инструментов работы с запросами налоговых органов, наладить автоматический контроль сроков предоставления ответов на запросы и взаимодействие с налоговым органом через онлайн-чат.
Глава 7. Требования к осуществлению технической и информационной поддержки пользователей налогового органа
Предполагает настройку механизма коммуникации между налоговым органом и организацией.
Участникам налогового мониторинга необходимо привести информационные системы в соответствие с требованиями до 1 января 2024 года. Для комфортного перехода на новый способ информационного взаимодействия создана рабочая группа по реализации пилотного проекта ФНС России «Интеграция АИС «Налог-3» с информационными системами организаций - участников налогового мониторинга».
«Интеграция информационных систем организаций с АИС «Налог-3» приведет к созданию комфортной коммуникации участников налогового мониторинга с ФНС России с помощью унифицированного программного интерфейса, позволит регламентировать сценарии взаимодействия и автоматизированный контроль, сделает файловый обмен по современному каналу взаимодействия юридически значимым и безопасным», - отметил начальник управления систем налогового мониторинга АО "ГНИВЦ" Андрей Шарабайко.
Заместитель директора продукта T1 EasyTax Лидия Чернова рассказала участникам вебинара об опыте работы компании, своем видении процесса развития налогового мониторинга, выделила преимущества данной формы налогового контроля для бизнеса, раскрыла текущие тренды по стандартизации учета и требования к информационным системам при вступлении в налоговый мониторинг.
Директор продукта T1 EasyTax Т1 Консалтинг Раймонд Иссако подробно остановился на процессе подготовки и переходе на новый вид взаимодействия с налоговыми органами, рассказал про обследование IT-сферы компании перед вступлением в налоговый мониторинг.
Скачать презентации по итогам вебинара можно в разделе "База знаний" образовательного портала "Налоговый мониторинг".
Тогда подпишитесь на нашу рассылку