На вебинаре обсудили этапы подготовки к интеграции с АИС «Налог-3»
В настоящее время активно проводится второй этап тестирования электронных сервисов в рамках пилотного проекта ФНС России «Интеграция информационных систем организаций - участников налогового мониторинга с АИС «Налог-3». В рабочей группе на сегодняшний день состоит 31 участник. Из девяти базовых сценариев уже протестированы два основных, идет работа по тестированию следующих шести сценариев. До конца июня должен быть завершен самый трудоемкий процесс — тестирование файлового обмена.
Об этом на вебинаре «Подготовка информационных систем организаций к интеграции с АИС "Налог-3"» сообщила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова.
На вебинаре были подробно рассмотрены основные сценарии, которые сейчас тестируются, разобраны возникающие вопросы и возможные трудности при реализации. Информация по каждому из них будет размещена на портале дополнительно.
«В 2022 году 339 компаний являются участниками налогового мониторинга. Мы активно сейчас работаем и с теми компаниями, которые планируют переходить на налоговый мониторинг с 1 января 2023 года, и понимаем, что количество участников существенно возрастёт. Сейчас 94% организаций предоставляют доступ налоговому органу к информационным системам напрямую или через аналитическую витрину данных. Оставшиеся 6% передают документы через по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. С 1 января 2024 года данный способ информационного взаимодействия будет отменен в рамках встречных налоговых проверок. С этого периода станет обязательным прямое подключение информационной системы организации к АИС «Налог-3» согласно приказу ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации»», - отметила Марина Крашенинникова.
Для предоставления доступа к своим информационным системам организации необходимо передать в налоговый орган верные параметры доступа системе и настроить сертифицированные средства криптографической защиты информации, включенные в разрешенный перечень.
Как пояснил начальник управления систем налогового мониторинга АО "ГНИВЦ" Андрей Шарабайко, в ходе подготовительного периода к интеграции с АИС «Налог-3» выделяют три этапа: настройка защищенного канала связи, разработка интеграционных сервисов и тестирование их работы.
Первый этап - настройка защищенного канала связи - включает в себя разработку технического проекта, приобретение и установку СКЗИ, настройку тестового контура.
«Для этого требуется наличие на стороне организации узкопрофильного специалиста, который будет проводить настройку, или соответствующего контракта с вендорами. При возникновении сложностей с поставкой оборудования до конца года АО «ГНИВЦ» может предоставить лицензию на виртуальный vipnet, с помощью которого можно подключиться и протестировать сервисы», - уточнил Андрей Шарабайко.
Второй этап – это разработка и реализация интеграционных сервисов в соответствии с документацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Прежде чем обмениваться файлами, необходимо провести валидацию разработанного API по представленной xds-схеме для исключения ошибок. Также нужно наладить функционал передачи транспортного контейнера. Это наиболее сложный в реализации процесс взаимодействия между системами.
Третий этап представляет собой тестирование этих сервисов. Необходимо подготовить программу и методику испытаний, набор данных, требующихся для проведения тестирования. Для участников рабочей группы они уже разработаны.
Каждый из этапов занимает около одного-двух месяцев, это время необходимо учитывать при планировании проекта. По итогам подготовительного периода организация получает свои параметры доступа к системе ФНС для дальнейшей интеграции с АИС «Налог-3».
«Нужно учитывать, что в процессе подготовки можно столкнуться с рядом сложностей. Например, в случае задержек со стороны организации при подготовке проектной документации и согласовании на разных этапах реализации проекта. Сказывается на результатах и отсутствие в организации или высокая занятость специалистов, необходимых для настройки оборудования. Еще одна сложность – долгое согласование технических деталей с департаментом информационной безопасности. Все эти нюансы стоит учитывать уже на ранних этапах реализации проекта», - подчеркнула заместитель начальника Управления разработки корпоративных информационных систем АО "ГНИВЦ" Светлана Мельник.
Директор B2G Платформенных сервисов VK «Цифровые Технологии» Андрей Черненко подробно рассказал участникам вебинара про функциональную и техническую архитектуру интеграции с АИС «Налог-3» через Платформу VK Tax Comliance, а также о преимуществах такого способа по сравнению с интеграцией с информационными системами организаций напрямую. Данный подход успешно реализован VK в нескольких компаниях.
Вместе с Марией Беляниной, финансовым директором АО "Аммоний", Андрей Черненко поделился результатами опыта внедрения платформы VK Tax Compliance в облаке. Мария Белянина осветила все ключевые аспекты проекта: от принятия решения о вступлении в налоговый мониторинг - до первого раскрытия в облаке. Причинами выбора облака послужили не только экономические факторы, но и желание АО "Аммоний" быстро масштабировать Платформу VK с учетом роста бизнеса и количества транзакций. Итоги проекта свидетельствуют о достижении поставленных целей. Вопросы спикерам можно задать по электронном адресу i.mardar@corp.mail.ru.
Презентации по итогам вебинара можно скачать в «Базе знаний» образовательного портала «Налоговый мониторинг».
Тогда подпишитесь на нашу рассылку