Марина Крашенинникова – о будущем налогового мониторинга

Планы по развитию налогового мониторинга на ближайшие годы обсудили на большой конференции «Налоговый мониторинг — проще, чем кажется», организованной компанией «Тензор».

Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова подробно остановилась на задачах, которые стоят сейчас в приоритетном порядке.

«Наша основная задача сейчас - обеспечить прямой канал взаимодействия с информационными системами участников налогового мониторинга, который гарантирует передачу большого объема данных в круглосуточном режиме. Для этого мы с 2020 года развиваем цифровую интеграционную платформу, реализующую прямое подключение через защищённый канал связи с использованием аппаратных средств криптографической защиты информации. Такая концепция получения данных от налогоплательщиков имеет ряд преимуществ, в том числе позволяет проводить комплексную аналитику и снижает ряд рисков с точки зрения налоговой определенности», - пояснила Марина Крашенинникова.

Параллельно с работой над технологическими решениями для обеспечения эффективного налогового администрирования реализуется обширный пул сценариев, формирующих цифровой профиль компании, холдинга, отрасли, а также мер государственной поддержки. Они позволят изучать структуру холдинга, связи между компаниями и роль каждой в деятельности, чтобы всесторонне отслеживать всю информацию о группе.

Сервисы по структуре группы компаний включают в себя информацию по производственно-логистическим цепочкам. Пока данные собираются только по таким отраслям, как нефтегазовая, металлургическая и химическая. Но планируется развивать отраслевые сценарии и для других секторов экономики.

Сервисы для построения цифрового профиля холдинга подразумевают сбор сведений по договорам и контрагентам, о макроэкономических факторах, влияющих на деятельность компаний, полученных мерах господдержки и инвестиционных проектах.

«Для нас крайне важно, чтобы взаимодействие участников налогового мониторинга с контрагентами было выстроено корректно с самого начала. Поэтому мы стремимся оценивать риски, особенно значимые по определенным параметрам, ещё до совершения сделок, чтобы принять превентивные меры, - прокомментировала Марина Крашенинникова. - Также важна оценка влияния макроэкономических факторов на деятельность компании, особенно тех, кто занимается экспортными и импортными операциями. Поэтому мы планируем на постоянной основе обмениваться данными с компаниями, чтобы адекватно оценивать ситуацию».

Компании, получающие меры государственной поддержки, в частности резиденты особых экономических зон, предоставляют актуальную информацию об этих мерах. Аналогично, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений, для которых переход на налоговый мониторинг является обязательным, предоставляют данные об инвестиционных проектах.

Таким образом, ФНС России планирует рассчитывать и сравнивать производственные, финансовые и экономические показатели по холдингу и анализировать эффективность его деятельности в целом.

Кроме того, сейчас ведется работа над проектами сервисов снижения рисков бизнеса. Среди них сервисы по рискам, проверка данных контрагентов, налоговый скоринг и сбор отраслевых данных. Эти сервисы помогают выявить наличие у налогоплательщика сделок, операций или контрагентов, попадающих в зону риска. Информация о рисках передается в структуре Справочника рисков.

Сервис по рискам подразумевает направление запроса о получении сведений о наличии у организации риска по документу, отчетному документу, за период или по реквизитам контрагента. Проверка данных контрагентов необходима для понимания системы налогообложения контрагента и его текущего статуса. Сервисы налогового скоринга по нескольким метрикам призваны обратить внимание компании на важные моменты, требующие дополнительных комментариев.

«Отдельный фокус направлен на отраслевые особенности компаний. Например, на сайте ФНС России уже сейчас представлен пул сервисов для взаимодействия с операторами лотерей. Это пример того, как мы собираем не только данные налоговой и бухгалтерской отчётности, но и информацию обо всех первичных транзакциях и процессах. В перспективе мы стремимся получать такие данные в режиме реального времени, что обеспечит их неизменность и повысит качество и скорость налогового администрирования», - уточнила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России.

Параллельно с созданием сервисов Службой проводится объемная методологическая работа по стандартизации справочников, которые используются при передаче информации.

«Поэтому мы рекомендуем компаниям уже сейчас заводить и обновлять эти справочники в своей информационной системе», - резюмировала Марина Крашенинникова.

Хотите быть в курсе всех событий и получать уведомления о предстоящих мероприятиях?
Тогда подпишитесь на нашу рассылку