Ключевые моменты налогового мониторинга обсудили на Международном юридическом форуме

Итоги налогового мониторинга за семь лет и планы на будущее обсудили в рамках дискуссионной площадки X Петербургского международного юридического форума, который проходит с 29 июня по 1 июля.

В дискуссии приняли участие специалисты ФНС России, представители крупнейших компаний – участников налогового мониторинга, эксперты в области цифровых технологий и юристы. Модератором дискуссии выступила партнер ООО «Пепеляев Групп» Наталья Коваленко.

GOR_4301.jpg

В начале встречи начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова рассказала о результатах перехода на систему налогового мониторинга.

«В конце 2014 года был принят закон, который внес нормы по налоговому мониторингу в Налоговый кодекс. В 2015 году первые компании представили заявления на вступление в налоговый мониторинг, а 2016-й стал первым годом его проведения. Сейчас в мониторинге уже 339 компаний. При этом более 200 из них присоединились только за последние два года. Это говорит о том, что компании, глядя на опыт коллег, планомерно готовились к переходу на данный налоговый режим и посчитали форму налогового контроля без выездных и камеральных проверок для своей организации наиболее стабильной и удобной, а удаленное взаимодействие с налоговым органом – надежным способом выстраивать внутренние процессы независимо от внешних колебаний. В этом году также ожидается большой прирост участников, что обязывает нас совершенствовать взаимодействие», - отметила Марина Крашенинникова.

О своем опыте перехода на налоговый мониторинг поделились с коллегами компании, уже несколько лет работающие в данном налоговом режиме.

«Опыт участия Группы Газпром в налоговом мониторинге начался с 2019 года на базе 1 компании. Сейчас это 36 организаций, а к 2025 году их станет больше сотни. Это более 70% всех налогов, которые уплачивает консолидированная Группа налогоплательщиков. Участие в налоговом мониторинге способствовало не только выстраиванию доверительных отношений с налоговой службой, но и развитию вертикальной системы управления налогообложением, унификации системы внутреннего контроля и принципов налогового и бухгалтерского учета, формированию единого налогового информационного пространства, что особенно важно для Департамента, как центра ответственности за управление налоговой функцией. Это повышает нашу уверенность в том, что компании правильно и точно исполняют свои налоговые обязательства», - подчеркнул начальник Департамента ПАО «Газпром» Карен Оганян.

GOR_4446.jpg

Участники дискуссии отметили, что преимущества вступления в налоговый мониторинг с каждым годом расширяются, а методы информационного взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком продолжают совершенствоваться.

«Условия для потенциальных участников налогового мониторинга улучшаются с каждым годом. Появляется все больше отечественных решений для осуществления комфортного взаимодействия, есть четко зафиксированная стратегия развития мониторинга, появилась возможность участия в пилотных проектах, развивается правовое сопровождение со стороны налогового органа. При решении вступить в налоговый мониторинг компании остается только определить для себя возможности дальнейшего развития», - считает Антон Радаев, начальник Управления координации и развития налоговой функции ПАО Сбербанк.

Одной из тем для обсуждения также стал главный инструмент налогового мониторинга – мотивированное мнение. За 7 лет существования мониторинга было составлено около 140 мотивированных мнений. При этом более 70% из них - по инициативе налогоплательщиков. Сумма урегулированных позиций превысила 170 млрд рублей.

GOR_4415.jpg

«Компания «Интер РАО» стояла у самых истоков налогового мониторинга. За весь период работы мы получили порядка шести мотивированных мнений, прошли одну взаимосогласительную процедуру. По итогам можем сделать вывод, что мотивированное мнение – это эффективный инструмент, позволяющий работать в комфортном поле, сэкономить средства за счет отсутствия выездных и камеральных налоговых проверок, получить определенность по сложноструктурированным сделкам и стимул для дальнейшего развития», - поделилась Ольга Емельянова, руководитель департамента налогового права ПАО «Интер РАО».

Ольга Емельянова выступила с предложением создать банк мотивированных мнений, позволяющий налогоплательщикам изучать ситуации, с которыми крупные компании сталкиваются в работе. Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России отметила, что данный вопрос сейчас прорабатывается.

Также в рамках дискуссии обсуждались варианты внедрения системы внутреннего контроля организации, которая бы эффективно решала задачи, стоящие перед бизнесом, и удовлетворяла требованиям налоговой службы.

«Когда мы говорим о системе внутреннего контроля организации, как о механизме, подтверждающем правильность расчёта налогов, нашей целевой задачей становится алгоритмизация налога. То есть одним из ключевых элементов системы внутреннего контроля должен стать порядок описания расчёта налога, применяемый в компании, для своевременного выявления ошибок и устранения рисков неправильного исчисления», - считает Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

IMG_9781.jpg

Свое мнение высказали и эксперты в области цифровых решений для налогового мониторинга.

«Мы считаем систему внутреннего контроля одной из важных тем с точки зрения налогового мониторинга. Согласно приказу ФНС России об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля, с 1 января 2022 года участник налогового мониторинга обязан предоставить налоговому органу восемь отчетных форм. При этом требования к формату документов и заполняемой информации четко регламентированы. Работая с формами, понимаешь, что часть процессов можно автоматизировать и алгоритмизировать. Автоматизация СВК должна быть направлена на то, чтобы обеспечить уверенность в качестве процесса», - подчеркнул Алексей Ракитин, директор проектов налогового мониторинга ООО «Энерджи консалтинг/Цифровые решения».

Был затронут и вопрос выбора способа информационного взаимодействия, а также новые подходы к стандартизации и автоматизации налогового контроля. Только за прошлый год было реализовано пять нормативно-правовых актов по стандартизации и автоматизации налогового контроля, разработана Концепция развития системы налогового мониторинга в России. Началась активная подготовка к интеграции информационных систем организаций с АИС «Налог-3». При этом часть компаний уже завершили интеграционное тестирование по базовым сервисам.

«Благодаря процессу автоматизации преимущества налогового мониторинга становятся ярче и понятнее для налогоплательщика. На сегодняшний день требования к информационной безопасности ряда компаний, функциональные вопросы доступа в информационную систему с большим количеством данных и технологические моменты хранения данных приводят к тому, что участники налогового мониторинга отдают предпочтение витрине данных как наиболее удобному способу информационного взаимодействия с налоговым органом. Они получают сразу единое информационное пространство, удобный инструмент для работы, возможность интеграции с АИС Налог-3, аналитические средства и организацию системы внутреннего контроля. При выборе технического решения для витрины нужно ориентироваться на особенности компании и требуемый функционал», - уточнил директор B2G платформенных сервисов VK Цифровые технологии Андрей Черненко.

GOR_4223.jpg

В завершении дискуссии участники обсудили правовое регулирование налогового мониторинга. Представители бизнеса внесли свои предложения по совершенствованию процесса налогового мониторинга. Так, начальник управления налогового администрирования Налогового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель» Анна Гончарова предложила, помимо общей Концепции развития налогового мониторинга, составить конкретные планы по процессу для предварительного распределения компанией трудовых и финансовых ресурсов.

«В настоящий момент мы сосредоточены на том, чтобы создать комфортные условия для участников налогового мониторинга. В прошлом году была существенно обновлена нормативно-правовая база. В этом году утвержден приказ о порядке получения доступа налоговых органов к информационным системам организации и опубликован проект приказа об утверждении требований к информационным системам организации. Сейчас планируем сосредоточиться на том, чтобы качественно отработать принятые нормативно-правовые акты. Параллельно идет работа по стандартизации и автоматизации налогового контроля, запущен пилотный проект по интеграции с АИС «Налог-3». Мы стараемся создать комфортный график внедрения нововведений каждому участнику налогового мониторинга. Сейчас становится очевидным, что компания, готовящаяся вступить в налоговый мониторинг, должна быть динамична и готова к изменениям. Мы этот процесс наблюдаем по новым участникам: они легко принимают актуальные требования в законодательстве и быстро адаптируются к ним», - подытожила Марина Крашенинникова.

IMG_9787.jpg

Фото - Фонд Росконгресс

Хотите быть в курсе всех событий и получать уведомления о предстоящих мероприятиях?
Тогда подпишитесь на нашу рассылку