ТОП-10 преимуществ мониторинга как формы налогового контроля
Налоговый мониторинг позволяет построить партнерские отношения между компанией и налоговым органом. Институт налогового мониторинга постоянно растёт и совершенствуется. Количество крупнейших налогоплательщиков, выбравших этот механизм взаимодействия, выросло с семи компаний в 2016 году до 569 организаций в 2024 году. После снижения с 2021 года суммовых критериев для вступления в мониторинг на него стали переходить и представители среднего бизнеса. Повторное снижение критериев запланировано на 2025 год. Ежегодный прирост участников демонстрирует высокий уровень доверия бизнеса к новой системе администрирования.
Рассмотрим 10 основных преимуществ для компаний, вступивших в налоговый мониторинг:
1. СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ И ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ
Вступление в налоговый мониторинг сокращает затраты компании на сопровождение мероприятий налогового контроля. Стандартная налоговая проверка влечет за собой временные и финансовые потери, нарушает привычный ритм работы организации. В рамках налогового мониторинга взаимодействие с налоговыми органами осуществляется в комфортном режиме. Перераспределение ресурсов и акцент на основной производственной деятельности вместо сопровождения налоговых проверок существенно экономит бюджет компаний.
Снижаются траты для компании также на судебные издержки и оплату налоговых консультантов. Сэкономить позволяет и быстрое закрытие налогового периода (срок проверки сокращается с пяти лет до 1 года и 9 месяцев).
2. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ЗАПРОСОВ СО СТОРОНЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Традиционная налоговая проверка при вступлении в мониторинг заменяется на онлайн-взаимодействие с налоговым органом путем предоставления удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика, либо аналитической «витрине данных» или с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Постоянный доступ налогового органа к первичным документам компании позволяет отказаться от бумажных копий. Сокращается и время на подготовку документов для налогового органа, подтверждение корректности представленных деклараций, соответственно снижается число запросов со стороны налоговых органов.
3. УПРОЩЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕДУР ПРОВЕРОК
Благодаря интеграции информационной системы организации с АИС «Налог-3» происходит автоматическая обработка документов и автоматизированный анализ десятков миллионов операций. Это открывает возможность глубокого транзакционного контроля там, где раньше это было технически невозможно. А риск-ориентированный подход снижает объем проверок и количества проверяемых первичных документов. Налоговый орган может сосредоточить ресурсы на проверке именно тех операции, которые содержат элементы риска.
4. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КОМПАНИИ
В рамках мониторинга компания и налоговая инспекция совместно проводят комплексный анализ рисков. Налоговый орган анализирует риски организации и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля (СВК) налогоплательщика. К ней предъявляются серьезные требования. Необходимо правильно организовать контрольную среду, разработать четкую систему управления рисками, регулярно проводить контрольные процедуры, соблюдать требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК. Данные меры приведут к своевременному выявлению ошибок налогового и бухгалтерского учета, гарантирует правильность расчетов и оформления деклараций. А раскрытие информации о системе внутреннего контроля позволит налоговому органу сформировать комплексное понимание существующих процессов внутреннего контроля и принять превентивные меры для исключения ошибок.
Компания в рамках мониторинга может разработать собственные предложения по учету рисков и контрольных процедур, не противоречащие требованиям Налогового регулятора. Индивидуально разработанная система внутреннего контроля будет отвечать интересам компании и формировать четкую систему управления рисками.
5. ПОЛУЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОГО МНЕНИЯ
Участники налогового мониторинга могут получить мотивированное мнение ФНС России о налогообложении той или иной сделки, исправить ошибки и предупредить налоговые риски и спорные ситуации, оптимизировать бизнес-процессы. Мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа, так и по запросу организации. Благодаря мотивированным мнениям Налоговой службы в два раза сокращается число неопределенных налоговых позиций, что снижает риски принятия ошибочных решений и напрямую влияет на финансовые показатели компании.
6. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩИХ СДЕЛОК
В период проведения мониторинга участники могут оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых сделок и получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки. Это позволит снизить риски, оценить будущую налоговую нагрузку при принятии бизнес-решения и не потерять выгодные контракты. Такой подход обеспечивает предсказуемость и прогнозируемость налоговой нагрузки, превентивное выявление налоговых рисков и дает возможность оперативного урегулирования спорных вопросов.
7. ОТСУТСТВИЕ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК
В период налогового мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки. Исключением для проведения камеральной проверки может стать только досрочное прекращение налогового мониторинга.
Выездные проверки могут провести в случае организации проверки инспекции, проводившей мониторинг, вышестоящим налоговым органом; при досрочном прекращении налогового мониторинга; при невыполнении мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за годом налогового мониторинга, а также если организация подала уточненную налоговую декларацию за период налогового мониторинга, где отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет, увеличение возмещения суммы НДС или акциза, либо увеличение полученного убытка.
8. ОТСУТСТВИЕ ШТРАФОВ И ПЕНЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОТИВИРОВАННОГО МНЕНИЯ
Исполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов и пеней в случае, если позиция, отраженная в таком мотивированном мнении, впоследствии изменится. При этом необходимо учитывать, что штрафов и пеней не будет только в том случае, если налогоплательщик предоставил инспектору полную и достоверную информацию для составления мотивированного мнения.
9. ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС В УСКОРЕННОМ ПОРЯДКЕ
Для участников налогового мониторинга действует особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без банковских гарантий и поручительств (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/478@). Для этого необходимо не позднее двух месяцев со дня представления декларации подать заявление, указав в нем банковские реквизиты для перечисления денежных средств. Обоснованность возмещения проверяется в рамках налогового мониторинга без камеральной проверки.
10. РЕПУТАЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Компания, вступившая в налоговый мониторинг, проявляет открытость и готовность к диалогу с налоговыми органами, тем самым вызывает больше доверия у государственных структур и партнеров, а также повышает лояльность клиентов. Это влечет за собой повышение инвестиционной привлекательности компании и положительно сказывается на деловом климате.
Тогда подпишитесь на нашу рассылку