Налоговый мониторинг: интеграция с информационной системой налогоплательщика
Участники налогового мониторинга продолжают интеграцию своих информационных систем с «АИС Налог-3». Именно этот способ информационного взаимодействия станет приоритетным при проведении налогового мониторинга.
В настоящий момент участники мониторинга могут выбрать один их трех способов информационного взаимодействия с налоговым органом - передавать документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, предоставлять информацию с помощью «витрины данных» или открыть доступ к информационным системам организации.
Взаимодействие по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота влечет за собой финансовые и временные затраты, снижается безопасность передачи информации и скорость обмена данными. Полностью планируют отказаться от этого способа информационного взаимодействия до 1 января 2026 года.
Работа с «витриной данных» более удобна и безопасна - инспектор получает личный доступ к налоговой и бухгалтерской отчетности компании на специальном «облаке» через VPN-подключение, дополнительный обмен документами также проходит через оператора электронного документооборота. Но данный способ имеет ряд недостатков. При предоставлении персонального VPN-доступа для инспектора передача паролей и ключей со стороны компании может быть небезопасна, сам процесс отнимает время, возникают сложности при замене инспектора. Использование посредника для передачи документов – оператора электронного документооборота - при обмене данными больших объемов также затратно по времени и финансам. Кроме того, при данном способе взаимодействия невозможно добиться автоматизации документооборота, исключить рутинные действия. Но самая главная проблема - неунифицированный интерфейс «витрин». Требования к интерфейсу «витрины» жестко не регламентированы. Каждый участник мониторинга самостоятельно или с помощью сторонних организаций разрабатывает свой интерфейс, что доставляет определенные сложности в работе инспектору.
Приоритетным способом взаимодействия с налоговым органом при проведении мониторинга считается открытие доступа к информационным системам организации. Это позволяет усовершенствовать расширенное информационное взаимодействие при проведении налогового мониторинга и создать единое пространство доверия.
На сегодняшний день ФНС России проводит проект по интеграции информационной системы организации с информационной системой ФНС России - АИС «Налог-3». В этом случае взаимодействие идет по защищенному каналу связи с помощью аппаратных сертифицированных средств криптографической защиты информации, а обмен файлами происходит за счет специального ресурса WebDAV без подключения стороннего оператора ЭДО. Специалистами разрабатываются электронные сервисы для интеграции системы со стороны ФНС и налогоплательщика, которые объединят АИС «Налог-3» и учетные системы организации. Интерфейс сервисов будет единообразным и удобным как для инспекторов, так и для компаний.
В сервисах уже разработаны такие функции, как получение списка документов от компании, доразмещение документов, которые недоступны для инспекторов (например, бумажные документы), обмен транспортными контейнерами между ФНС и организацией (отправка юридически значимых документов с электронной подписью), получение документов для просмотра и другие.
Созданы специальные рабочие группы по интеграции информационных систем организаций с АИС «Налог-3». Участники группы имеют возможность в комфортном режиме подготовить свои информационные системы к интеграции с системами ФНС, обсудить технические детали интеграции и внести предложения в изменения законодательной базы.
С конца 2023 года началось прямое подключение информационных систем участников налогового мониторинга с интеграционным сегментом АИС «Налог-3». АО «Татэнерго», ПАО «Аэрофлот» и АО «ГНИВЦ» первыми в России подключились к промышленному контуру. Постепенно список компаний расширяется.
Тогда подпишитесь на нашу рассылку